ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Меню сайта

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

• читательскую грамотность;
• математическую грамотность;
• естественно-научную грамотность;
• глобальные компетенции;
• финансовую грамотность;
• креативное мышление.

Посмотрите ниже информацию по каждому направлению функциональной грамотности по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО.

Чтобы сформировать функциональную грамотность у учеников, подготовлен план мероприятий. Работа по плану будет реализована в три этапа: подготовительный, практический и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определены мероприятия.

В подготовительном этапе запланированы мероприятия, которые помогут рассмотреть теоретические аспекты формирования функциональной грамотности и познакомить с ними педагогов. В ходе методического часа учителя изучат методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований.

Предусмотрены мероприятия для практического этапа. Запланированы события, которые будут направлены на повышение квалификации педагогов. Например, просмотр вебинаров и семинаров, заседания рабочей группы педагогов для обмена опытом. Будет создан банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности. Запланировано участие учеников в конкурсах и олимпиадах по развитию функциональной грамотности.

Рефлексивно-оценочный этап – этап, который позволит подвести итоги реализации плана по формированию функциональной грамотности. Для этого этапа выделены летние месяцы.

Какие внешние оценки проводят

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

В таблице ниже приведена подробная информация про каждое исследование, которое проводят для оценки функциональной грамотности школьников.

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование Что проверяет Какие классы Когда проходит Когда ближайшее
TIMSS Качество математического и естественно-научного образования 4-е и 8-е Раз в четыре года 2023 год
PIRLS Качество чтения и понимания текста 4-е Раз в пять лет 2021 год
PISA Все виды грамотности 15-летние школьники Раз в три года 2021 год
Оценка качества образования по модели PISA Качество математического и естественно-научного образования 8-е и 9-е Раз в четыре года 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.

Какие оценки проводят внутри школы

Внутри школы обычно проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Для этого педагоги составляют метапредметную контрольную, в которую включают задания по каждому из пунктов функциональной грамотности.

Чтобы составить свои работы, педагог может воспользоваться открытыми банками заданий по проверке функциональной грамотности. Например, на сайте ИНСТРАО представлены демоверсии и банк заданий работ для всех шести видов функциональной грамотности.

Как подводятся итоги оценки

По итогам оценки функциональной грамотности составляется аналитическая справка. Чтобы максимально полно описать и проанализировать результаты, в справку включается пять разделов: «Цель диагностики», «Инструменты контроля», «Уровни владения УУД», «Результаты диагностики», «Выводы и рекомендации».