Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
• читательскую грамотность;
• математическую грамотность;
• естественно-научную грамотность;
• глобальные компетенции;
• финансовую грамотность;
• креативное мышление.
Посмотрите ниже информацию по каждому направлению функциональной грамотности по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО.
Чтобы сформировать функциональную грамотность у учеников, подготовлен план мероприятий. Работа по плану будет реализована в три этапа: подготовительный, практический и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определены мероприятия.
В подготовительном этапе запланированы мероприятия, которые помогут рассмотреть теоретические аспекты формирования функциональной грамотности и познакомить с ними педагогов. В ходе методического часа учителя изучат методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований.
Предусмотрены мероприятия для практического этапа. Запланированы события, которые будут направлены на повышение квалификации педагогов. Например, просмотр вебинаров и семинаров, заседания рабочей группы педагогов для обмена опытом. Будет создан банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности. Запланировано участие учеников в конкурсах и олимпиадах по развитию функциональной грамотности.
Рефлексивно-оценочный этап – этап, который позволит подвести итоги реализации плана по формированию функциональной грамотности. Для этого этапа выделены летние месяцы.
Какие внешние оценки проводят
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
В таблице ниже приведена подробная информация про каждое исследование, которое проводят для оценки функциональной грамотности школьников.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование |
Что проверяет |
Какие классы |
Когда проходит |
Когда ближайшее |
TIMSS |
Качество математического и естественно-научного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
2023 год |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е |
Раз в пять лет |
2021 год |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники |
Раз в три года |
2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественно-научного образования |
8-е и 9-е |
Раз в четыре года |
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Какие оценки проводят внутри школы
Внутри школы обычно проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Для этого педагоги составляют метапредметную контрольную, в которую включают задания по каждому из пунктов функциональной грамотности.
Чтобы составить свои работы, педагог может воспользоваться открытыми банками заданий по проверке функциональной грамотности. Например, на сайте ИНСТРАО представлены демоверсии и банк заданий работ для всех шести видов функциональной грамотности.
Как подводятся итоги оценки
По итогам оценки функциональной грамотности составляется аналитическая справка. Чтобы максимально полно описать и проанализировать результаты, в справку включается пять разделов: «Цель диагностики», «Инструменты контроля», «Уровни владения УУД», «Результаты диагностики», «Выводы и рекомендации».
|